ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ВЫЗОВАМ И УГРОЗАМ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА – ОДНА ИЗ ПЕРВОСТЕПЕННЫХ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ НОВОГО УЗБЕКИСТАНА

0
2630

За последние годы международный экстремизм и терроризм превратились в глобальную проблему современности, которая остается одной из главных угроз международному миру и безопасности. При этом расширяются масштабы, усложняется характер, возрастает численность терактов, становятся более разнообразными их формы, объекты и цели.

Необходимо признать, что сегодня международные террористические и религиозно-экстремистские организации видоизменились в глобальные вызовы и угрозы, а также приобрели новый облик, достигнув невероятных возможностей. Сегодня они способны поставить под угрозу целостность государств и стабильность целых регионов.

Трансформация международного терроризма в сложное социально-политическое явление требует постоянного поиска путей выработки эффективных мер реагирования, изучения истоков появления экстремистских мировоззрений, данные требования продиктованы ответственностью за благополучие миллионов людей, населяющих обширный регион Цент­ральной Азии.

Именно поэтому в Республике Узбекистан создана и продолжает развиваться национальная система противодействия терроризму, которая включает обширную законодательную, нормативно-правовую и институциональную базу, обес­печивая проведение эффективной контртеррористической политики как внутри страны, так и в международном масштабе. Были приняты Законы Республики Узбекистан «О борьбе с терроризмом» (2000 г.), «О государственной молодежной политике» (2016 г.), «О противодействии экстремизму» (2018 г.), «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» (2019 г.), Национальная стратегия по правам человека (2020 г.).

В июле 2021 года в целях обеспечения эффективной и скоординированной государственной политики по противодействию экстремизму и терроризму, позволяющей защитить конституционный строй, обеспечить национальную безопасность, а также права и свободы граждан, в данной сфере принята Национальная стратегия по противодействию экстремизму и терроризму в Республике Узбекис­тан на 2021 – 2026 годы.

Сегодня Новый Узбекистан последовательно и безоговорочно осуждает терроризм во всех его формах и проявлениях, привержен международному сотрудничеству, является активным участником всеобъемлющих и комплексных усилий по противодействию международному экстремизму и терроризму, ратифицировав 14 международных конвенций и протоколов в данной сфере.

В 2006 году наша республика поддержала утвержденную Генеральной Ассамблеей ООН Глобальную контртеррористическую стратегию (ГКТС ООН), ставшую уникальным документом по активизации и консолидации национальных, региональных и международных мер в борьбе с различными проявлениями терроризма. Единогласное принятие государствами – членами ООН данной программы, которая сегодня служит общим ориентиром в эффективном противодействии терроризму, впервые ознаменовало формирование международного консенсуса относительно единой стратегической основы для борьбы с этим злом.

К тому же Узбекистан принимает активное участие в реализации ГКТС ООН и на региональном уровне. В частности, в 2011 году странами ЦА на основе многосторонних консультаций и консенсуса был принят Совместный план действий по реализации ГКТС ООН, который сегодня выступает в качестве основы для консолидации усилий соседствующих государств по борьбе с угрозой терроризма. При этом Центральная Азия стала первым регионом, где начата всеобъемлющая и комплексная реа­лизация программного документа.

Это единственная в своем роде региональная стратегия, опытом которой могут воспользоваться и другие государства. По словам Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, «страны Центральной Азии являются примером в совместном осуществлении данной стратегии ООН».

В прошлом году исполнилось десять лет со дня принятия Совместных действий в регионе по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН. В этой связи Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в ходе выступления на 75-й сессии Генеральной ассамблеи ООН озвучил инициативу по проведению в Ташкенте международной конференции высокого уровня, посвященной этой знаменательной дате.

Проведение 3-4 марта этого года международной конференции позволит обменяться уникальным опытом реализации ГКТС ООН в странах региона, определить новые приоритеты и направления взаимодействия, а также придать новый импульс регио­нальному сотрудничеству в борьбе с угрозами экстремизма и терроризма.

Мероприятие олицетворяет практическую реализацию принятой в июне 2018 года по инициативе Президента Ш. Мирзиёева специальной резолюции ООН «Укрепление регио­нального и международного сот­рудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе».

Нынешняя площадка в Ташкенте соберет солидный состав участников: главы внешнеполитических ведомств стран ЦА, Индии, Пакистана, высокопоставленные должностные лица международных и региональных организаций – ООН, ОБСЕ, ЕС, РЦПДЦА, ШОС, СНГ, Интерпол, а также главы зарубежных дипломатических миссий в Узбекистане.

Узбекистан является активным участником Шанхайской Организации Сотрудничества, целью которой также является совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе. В данном контексте следует отметить, что учреждение Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС с размещением её штаб-квартиры в Ташкенте стало своего рода признанием ведущей роли Респуб­лики Узбекистан в борьбе с терроризмом. Ежегодно при содействии и координирующей роли Исполкома РАТС ШОС на территории сторон проводятся совместные антитеррористические учения, в которых представители Узбекистана принимают активное участие.

Аналогичную работу проводит Антитеррористический центр Сод­ружества Независимых Государств (АТЦ СНГ). В рамках СНГ принята «Программа сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2020 – 2022 годы». Успешность подобной практики демонстрирует тот факт, что правоохранительные органы стран Содружества только в 2020 году совместно ликвидировали 22 ячейки международных террористических организаций, которые вербовали людей для подготовки в ряды боевиков за рубежом.

В деле противодействия терроризму Республика Узбекистан уделяет особое внимание партнерству с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которое подкрепляется двухгодичными программами по совместному сотрудничеству в военно-политическом измерении. Так, в рамках сотрудничест­ва на 2021 – 2022 годы, ключевыми целями обозначены противодействие терроризму, обеспечение информационной кибербезопасности и содействие в борьбе с финансированием терроризма.

Налажен механизм проведения Контртеррористическим управлением ООН и Управлением ООН по наркотикам и преступности поэтапных учебных курсов по борьбе с терроризмом, насильственным экстремизмом, организованной преступностью и финансированием терроризма для сотрудников правоохранительных органов страны.

Следует отметить, что принципы такого сотрудничества заключаются в следующем:

во-первых, эффективно противостоять современным угрозам можно только путем укрепления коллективных механизмов международного сотрудничества, принятия последовательных мер, исключающих возможность применения двойных стандартов;

во-вторых, первостепенное внимание должно уделяться борьбе с причинами угроз, а не с их последствиями. Международному сообществу важно активизировать вклад в борьбу с радикальными и экстремистскими центрами, культивирующими идеологию ненависти, создающими конвейер формирования будущих террористов;

в-третьих, реагирование на возрастающую угрозу терроризма должно быть всеохватывающим, а ООН должна играть роль ключевого мирового координатора в данном нап­равлении.

С учетом изменения форм, объектов и целей терроризма, Республика Узбекистан адаптирует свою стратегию борьбы с терроризмом к современным вызовам и угрозам, делая ставку на борьбу за умы людей, в первую очередь, молодёжи, путем повышения правовой культуры, духовно-религиозного просветительства и защиты прав человека.

Руководство страны опирается на принцип: важно бороться с причинами, обуславливающими становлению граждан восприимчивыми к террорис­тическим идеологиям.

Государство своей контртеррористической политикой старается выработать у граждан, с одной стороны, иммунитет против радикального понимания ислама, воспитать толерантность, с другой стороны – инстинкт самосохранения против вербовки.

В целом, используемый Республикой Узбекистан комплексный подход в предотвращении угроз экстремизма и терроризма имеет особое значение для безопасности и благополучия населения, обеспечения национальной и региональной стабильности.

В настоящее время Узбекистан находится среди самых безопасных стран мира. В «Глобальном индексе терроризма» за 2020 год среди 164 государств Узбекистан занял 134 мес­то и вновь вошел в категорию стран с незначительным уровнем террорис­тической опасности.

Высокий уровень безопасности в стране благотворно влияет на инвестиционную привлекательность государства, что позволяет республике успешно осуществлять взаимовыгодное сотрудничество со многими странами мира в торгово-­экономической, научно-технической, социально-гуманитарной, культурной и других областях.

Таким образом, наряду с другими субъектами мирового сообщест­ва, усилия Республики Узбекис­тан нап­равлены на реализацию комплексных мер противодействия терроризму, экстремизму и радикализму, которые позволяют сообща решать задачи по обеспечению региональной и международной безопасности.

Генерал-лейтенант Шавкат НОРМАТОВ, начальник Института военного наследия и современных исследований Вооруженных Сил Республики Узбекистан