Официальный ответ. Опасения по поводу подписании Программы стратегического партнерства в военной области до 2025 года между Узбекистаном и Россией беспочвенны

176

В последнее время Республика Узбекистан проводит активную внешнюю и внутреннюю политику, направленную на улучшение жизни народа, укрепление добрососедских взаимоотношений с соседними государствами, развития и расширения сотрудничества со всеми странами региона и мира. Развивается сотрудничество в экономической, политической, культурно-гуманитарной и в других отраслях, в том числе в военной сфере.

Однако на некоторых сайтах в Интернете стали задаваться следующими вопросами по итогам визита в Узбекистан 27-28 апреля 2021 года министра обороны Российской Федерации генерала армии С.К. Шойгу:

  1. Опасение перед возможным введением российских войск
    в Узбекистан в рамках стратегического партнерства.
  2. Возможное вмешательство Республики Узбекистан в военные конфликты России.
  3. Вероятность отрицательной оценки внешней политики Узбекистана со стороны западных стран.
  4. Недовольство в связи с усилением влияния России на Узбекистан.
  5. Необходимость усиления сотрудничество с Европейским Союзом.

Следует отметить, что все эти опасения абсолютно беспочвенны и не имеют под собой логических обоснований.

Во-первых, в основополагающих документах в области обороны, таких как в Конституции Республики Узбекистан (от 1992 года), Концепции внешней политики (от 2012 года), Оборонной доктрине (от 2018 года) имеются ясные и четкие ответы на данные вопросы.

В частности, 10 пункт Оборонной доктрины Республики Узбекистан гласит: «Политика Республики Узбекистан в области обороны основана на следующих принципах:

  • недопущение на своей территории размещения иностранных военных баз и объектов;
  • неучастие Вооруженных Сил в миротворческих операциях
    и военных конфликтах за рубежом»
    .

В этой связи муссирование слухов о возможном вводе российских войск в Узбекистан, а также о возможном вмешательстве Узбекистана в военные конфликты России являются безосновательными.

Во-вторых, Узбекистан – суверенное государство, которое определяет свою внутреннюю и внешнюю политику.

В статье 17 Конституции Республики Узбекистан приведено, что: «Республика Узбекистан является полноправным субъектом международных отношений…

Поэтому опасения по поводу возможных отрицательных оценок внешней политики Республики Узбекистан со стороны западных стран, недовольство в связи с усилением влияния России на Узбекистан и  требования о необходимости усиления сотрудничества с Европейским Союзом также не обоснованы.

Следует отметить, что сотрудничество Республики Узбекистан как с Российской Федерацией, так и со странами Европы, Центральной и Южной Азии, США выстраиваются на принципах доверия, равноправия, взаимного уважения и учета интересов.

Между оборонными ведомствами Узбекистана и России создана расширенная нормативно-правовая база, которая позволяет вести и активизировать сотрудничество по различным направлениям деятельности вооруженных сил.

Основу такого сотрудничества, в первую очередь составляет Договор
о стратегическом партнерстве между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией от 16 июля 2004 года и Договор о союзнических отношениях
от 14 ноября 2005 года.

Необходимо открыто и честно признать, что на сегодня Россия остается крупнейшим партнером в области поставок Вооруженным Силам Республики Узбекистан вооружения и военной техники в целях обеспечения мирной жизни населения Узбекистана, а также обеспечения мира и стабильности в регионе.

Из этого следует резюме: налаживание тесного сотрудничества между оборонными ведомствами двух стран в данной сфере является логическим продолжением внешней политики Узбекистана, а тенденциозные толки о различных последствиях этого сотрудничества с Российской Федерацией для Республики Узбекистан являются беспочвенными.

Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны