История Вооруженных Сил Республики Узбекистан

С обретением независимости Узбекистана проблема создания собственных Вооруженных Сил приобрела для молодой республики огромное значение.

Ее неотложная актуальность была продиктована необходимостью надежного обеспечения безопасности государства, стабильности в стране и регионе в момент, когда в Центральной Азии стали проявляться явные признаки военно-политического вакуума, активно провоцируемого деструктивными силами извне.

31 августа 1991 года в Ташкенте Президент Республики Узбекистан Ислам Абдуганиевич Каримов объявил о независимости Республики. В тот же день на VI-ой внеочередной сессии Верховного Совета Республики был принят Закон Республики Узбекистан «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан», где в статье 6-й говорилось: «Республика Узбекистан имеет право создать Министерство по делам обороны, образовать Национальную гвардию и вневойсковую (альтернативную) службу. Узбекистан оставляет за собой право осуществлять военную политику в вопросах формирования и руководства Вооруженными Силами СССР на территории республики».

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 6 сентября 1991 года создано Министерство по делам обороны Республики Узбекистан.

На базе органов управления Туркестанского военного округа (ТуркВО) был образован Главный штаб Министерства по делам обороны и управление по делам обороны Республики Каракалпакстан, областей Узбекистана и г. Ташкента.

Постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан № 527 от 14 января 1992 года «О войсковых частях и военно-учебных заведениях, дислоцированных на территории Республики Узбекистан» было объявлено о взятии под юрисдикцию Республики Узбекистан частей, соединений, высших военных учебных заведений, учреждений, организаций и других воинских формирований, дислоцированных на территории Республики.

3 июля 1992 года Министерство по делам обороны Республики Узбекистан преобразован в Министерство обороны Республики Узбекистан.

Х сессия Верховного Совета (3 июля 1992г.) приняла законы «Об обороне», «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной службе». Кроме того, сессия утвердила новый текст воинской присяги и новый порядок ее принятия.

Основополагающим моментом в становлении и формировании национальных Вооруженных Сил явилось принятие 8 декабря 1992 года Конституции Республики Узбекистан.

Конституция определила функции и задачи Вооруженных Сил нашего государства.

Законом Республики Узбекистан от 29 декабря 1993 года 14 января был установлен Днем защитника Родины.

Так был заложен фундамент строительства Вооруженных Сил Республики Узбекистан.

В начальном этапе строительства Вооруженных Сил сформировались органы управления объединений Сухопутных войск, реорганизовались организационно-штатные структуры соединений и частей, осуществлялось преобразование полков в бригады, а также формирование и переформирование соединений и частей родов войск, специальных войск, уточнялась структура Вооруженных Сил и проводилось глубокое поэтапное реформирование Вооруженных Сил.

Важнейшая задача строительства новой армии состояла в том, что Узбекистан должен иметь мобильную, хорошо обученную и оснащенную армию, способную обеспечить защиту своих граждан, свою независимость и суверенитет.

В ходе осуществления этих ответственных задач в кратчайшие сроки были созданы военные округа, пограничные регионы, пересмотрен состав
и дислокация соединений и частей Вооруженных Сил, объединивших в одну мощную систему подразделения и части Министерства обороны, пограничные войска, воинские формирования других министерств и ведомств, сформирована целостная система их взаимодействия и координации.

Создан Объединенный штаб Вооруженных Сил Республики Узбекистан, призванный стать «мозговым центром» учебной подготовки, оперативно-стратегического управления и планирования, организации боевого применения войск.

Внедрена беспрецедентная принципиально новая организационно-штатная структура Вооруженных Сил, их основных боевых подразделений. Ликвидированы отделения, роты, полки, вспомогательные пункты управления и другие малоэффективные подразделения, что позволило кардинальным образом перестроить вертикаль построения армии и ее частей, повысить их мобильность, оперативность и огневые возможности.

На важнейших операционных направлениях созданы подразделения Сил специальных операций. Опыт проведения операций по ликвидации бандгрупп международных террористов, проникших в горные районы Сурхандарьинской, Кашкадарьинской, Ташкентской областей подтвердил их эффективность
и способность дать достойный отпор любым агрессивным устремлениям вероятного противника.

Принципиально изменились облик, суть, содержание и боевые возможности нашей армии. Произошло сокращение срока призыва на военную службу до 1 года, изменился порядок комплектования войск, введена служба в мобилизационно призывном резерве, завершился переход на контрактную службу.

В целях повышения эффективности защиты воздушного пространства республики Войска Противовоздушной обороны и Военно-воздушные Силы были объединены в единый вид Вооруженных Сил.

В этот период особое внимание уделялось подготовке национальных военных кадров.

До 1992 года на территории Республики Узбекистан дислоцировались 3 высших военно-образовательных учреждения, которые готовили кадровых офицеров по трем специальностям: Ташкентское высшее общевойсковое командное училище (ТВОКУ) – командиров мотострелковых подразделений, Ташкентское высшее танковое командное училище (ныне Чирчикское высшее танковое командно-инженерное училище – ЧВТКИУ) – командиров танковых подразделений, Самаркандское высшее военно-автомобильное командное училище (ныне СВВАКИУ) – командиров автомобильных подразделений.

Такая система подготовки не обеспечивала потребности Вооруженных Сил не только в офицерских кадрах, но и в военных специалистах.

В связи с этим, по инициативе Президента Республики Узбекистан – Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами, были созданы новые военно-образовательные учреждения: в мае 1993 года – Специальный факультет связи при Ташкентском электротехническом институте связи (ныне Ташкентский университет информационных технологий), в сентябре 1994 года – Джизакское высшее военное авиационное училище, в сентябре 1995 года – Академия Вооруженных Сил Республики Узбекистан.

Учитывая требования планов строительства Вооруженных Сил и их потребность в офицерских кадрах различных специальностей, с 1993 года все военно-образовательные учреждения перешли на многопрофильную систему подготовки кадровых офицеров.

Созданы и оснащены современной учебно-боевой базой школы подготовки сержантов, сыгравшие решающую роль в профессиональной подготовке, укреплении здорового психологического климата, кардинальном повышении боевого потенциала Вооруженных Сил. Необходимо особо отметить, что сегодня сержантский состав становится поистине несущим хребтом нашей армии, наставником солдат, надежным помощником офицеров.

Военная реформа, начатая по инициативе и под непосредственным руководством Президента страны – Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами, подтвердила своевременность и актуальность принимаемых мер. И как результат – боевой потенциал Вооруженных Сил стал надежным и совершенным.

Проделанная масштабная работа, создала прочный фундамент для перехода на абсолютно новую систему совершенствования и качественного управления национальной армии. В этих целях и с учетом  современных требований, а также надежного обеспечения безопасности и территориальной целостности страны в 2013 году Объединенный штаб Вооруженных Сил Республики Узбекистан был преобразован в Генеральный штаб Министерства обороны Республики Узбекистан.

В 2017 году, с  учетом особенностей геостратегического расположения нашей республики, а также складывающейся военно-политической обстановки в регионе Генеральный штаб Министерства обороны Республики Узбекистан преобразован в Генеральный штаб Вооруженных Сил Республики Узбекистан, пересмотрены структуры и задачи военных округов, Войск Противовоздушной обороны и Военно-Воздушных Сил, создана Национальная гвардия, а также приняты комплексные меры по оснащению войск самым современным вооружением и техникой.

В целях совершенствования системы подготовки профессиональных военных кадров всех уровней, в 2017 году было создана совершенно новая Академия Вооруженных Сил, которая, вобрав в себя славные военные традиции Ташкентского высшего общевойскового командного училища
и накопленный опыт деятельности существующей Академии и ведущих научно-образовательных учреждений страны, стала ведущим высшим военным образовательным учреждением и центром военной науки.

На современном этапе Узбекистан имеет профессионально подготовленные, хорошо оснащенные Вооруженные Силы, способные эффективно решать широкий спектр задач по обеспечению безопасности, территориальной целостности страны, неприкосновенности ее границ, охране мирной и спокойной жизни граждан.

В настоящее время Вооруженные Силы Республики Узбекистан являются ядром военной организации государства и включают в себя: войска Министерства обороны; пограничные войска СНБ; Национальную гвардию; войсковые формирования МВД; войсковые формирования СНБ; войсковые формирования МЧС.

Войска Министерства обороны состоят из двух видов ВС (Сухопутные войска, Войска ПВО и ВВС) и двух родов войск (Силы специальных операций, ВДВ), а также специальных войск центрального подчинения, тыла Министерства обороны.

Сухопутные войска – это наиболее многочисленный Вид Вооруженных Сил.

Родами войск Сухопутных войск являются: мотострелковые и танковые войска, артиллерия, войска ПВО СВ и специальные войска.

Основу Сухопутных войск составляют мотострелковые и танковые войска, выполняющие задачи по отражению агрессии.

Мотострелковые войска обладают высокой боевой самостоятельностью и универсальностью, выполняют указанные задачи в различных условиях местности и в любую погоду, на главных и второстепенных направлениях, в первом или втором эшелоне, в составе резервов и тактических воздушных десантов. Основу мотострелковых войск составляют мотострелковые соединения и подразделения.

Танковые войска, составляя главную ударную силу Сухопутных войск и обладая большой устойчивостью к поражающим факторам различных видов современного оружия, используются, как правило, преимущественно на главных направлениях.

Основу танковых войск составляют танковые соединения и подразделения.

В Сухопутных войсках основным средством нанесения огневого поражения противнику является артиллерия. Артиллерия состоит из соединений, частей и подразделений гаубичной, пушечно-гаубичной, пушечной, реактивной и противотанковой артиллерии, минометов, противотанковых управляемых ракет, частей и подразделений артиллерийской разведки, управления и обеспечения.

Прикрытие группировок войск и объектов от ударов противника с воздуха и ведение борьбы с воздушными десантами в воздухе осуществляют войска Противовоздушной обороны Сухопутных войск. Войска Противовоздушной обороны и Военно-воздушные Силы являются видами войск Министерства обороны. Свои задачи в мирное и военное время Войска ПВО и ВВС решают в единой системе ПВО страны.

Войска ПВО и ВВС состоят из родов войск, которые включают в себя: зенитные ракетные и радиотехнические войска, истребительную, штурмовую, вертолетную и военно-транспортную авиацию, а также специальные войска.

Зенитные ракетные войска, имея на вооружении зенитные ракетные комплексы, составляют основную огневую силу в системе противовоздушной обороны объектов и предназначены для уничтожения средств воздушного нападения противника в пределах зон поражения.

Радиотехнические войска, имея на вооружении радиолокационные комплексы и станции, являются основным источником информации о воздушном противнике и предназначены для ведения радиолокационной разведки противника и выдачи информации о начале воздушного нападения, информации для боевого управления соединениями, частями, подразделениями на командные пункты и другие пункты управления, осуществления контроля за перелетами (полетами) своей авиации и соблюдением воздушными судами всех правил использования воздушного пространства.

Военно-Воздушные Силы включают:

  • истребительную авиацию;
  • штурмовую авиацию;
  • вертолетную авиацию;
  • военно-транспортную авиацию;

Истребительная авиация является многоцелевым средством и предназначена для поражения самолетов, вертолетов, крылатых ракет и беспилотных средств противника в воздухе, его наземных войск, в том числе малоразмерных и подвижных объектов противника в тактической и оперативной глубине.

Штурмовая авиация является средством авиационной поддержки войск и предназначена для поражения наземных войск, главным образом малоразмерных и подвижных объектов противника преимущественно на переднем крае, в тактической, а также в ближайшей оперативной глубине. Она может решать задачи поражения вертолетов и самолетов противника в воздухе, ведения воздушной разведки.

Вертолетная авиация предназначена для поражения объектов на переднем крае и в тактической глубине, объектов воздушного десанта в районе выброски (высадки); оперативной доставки, огневой поддержки и снабжения по воздуху подразделений при выполнении ими боевых задач и возвращения на базу; поражения вертолетов противника (малоскоростных и низколетящих целей) в воздухе; воздушной разведки противника; корректирования огня артиллерии; поиска и спасения экипажей самолетов (вертолетов), потерпевших бедствие; обеспечения управления войсками в ходе боя; эвакуации раненых и больных.

Военно-транспортная авиация предназначена для десантирования воздушных десантов, перевозки войск и материальных средств по воздуху, обеспечения маневра и боевых действий войск, эвакуации раненых и больных. Она может также решать задачу поражения отдельных наземных объектов и выполнять некоторые другие специальные задачи.

Силы специальных операций – род Сухопутных войск, средства Верховного Главнокомандования, предназначенные для решения специальных боевых задач по защите национальных интересов государства в мирный период и обеспечения действий объединенных группировок войск военного округа в военное время.

Специальными войсками Сухопутных войск являются: разведывательные, инженерные, химические, связи и радиоэлектронной борьбы, топогеодезические, технического обеспечения и тыла.

Разведывательные части и подразделения предназначены для добывания сведений о противнике и местности, а также выполнения специальных задач. К ним относятся части и подразделения специального назначения, радио-, радиотехнической разведки, части и подразделения войсковой разведки, артиллерийской, радиоэлектронной, инженерной, радиационной, химической и биологической разведки.

Инженерные части и подразделения предназначаются для инженерного обеспечения боя соединений, частей и подразделений Сухопутных войск, а также нанесения потерь противнику применением инженерных боеприпасов. К ним относятся инженерно-саперные части и подразделения.

Химические части и подразделения предназначаются для решения задач химической защиты соединений и частей Сухопутных войск в ходе боя (боевых действий), а также нанесения потерь противнику применением огнеметно-зажигательных средств. К ним относятся части и подразделения химической защиты, радиационной, химической и неспецифической бактериологической разведки, огнеметные и др.

Соединения, части и подразделения связи предназначаются для развертывания и эксплуатации систем связи в целях обеспечения управления войсками во всех видах их боевой деятельности. К ним относятся соединения, части и подразделения связи, службы фельдъегерско-почтовой связи и др.

Части и подразделения радиоэлектронной борьбы предназначаются для выполнения задач по дезорганизации управления войсками и оружием противника путем радиоэлектронного подавления (поражения) средств связи, радиолокации, радионавигации, радиоуправления и оптико-электронных средств. Кроме того, они применяются для радиоэлектронной разведки противника, противодействия его техническим средствам разведки и осуществления комплексного технического контроля. К ним относятся части и подразделения радиоэлектронной борьбы, центры контроля и управления.

Части и подразделения технического обеспечения предназначаются для обеспечения войск вооружением, техникой, боеприпасами, средствами измерений и военно-техническим имуществом, хранения и поддержания их в готовности к боевому применению; содержания и хранения зенитных ракет и боевых частей к ним, доставки и выдачи их войскам и подготовки к боевому применению; технической разведки, эвакуации, ремонта поврежденных (неисправных) вооружения и техники и своевременного возвращения их в строй.

Части и подразделения тылового обеспечения предназначаются для обеспечения объединений и соединений материальными средствами общевойсковой номенклатуры (горючим, продовольствием, вещевым и другим имуществом), осуществления подвоза всех видов материальных средств, подготовки, эксплуатации, технического прикрытия и восстановления транспортных коммуникаций, ремонта техники служб тыла, осуществления медицинского, ветеринарного, торгово-бытового, квартирно-эксплуатационного и финансового обеспечения войск.

Топогеодезические подразделения предназначаются для выполнения задач по топогеодезическому обеспечению соединений и частей Сухопутных войск. К ним относятся топогеодезические подразделения и подразделения артиллерийской топогеодезической службы.

Отдельными самостоятельными войсками являются Пограничные войска Службы национальной безопасности. Они предназначены для обеспечения охраны и защиты Государственной границы Республики Узбекистан.

Войсковые формирования МВД, СНБ, МЧС привлекаются для решения специальных и вспомогательных задач по охране и защите государственных интересов и безопасности Республики Узбекистан.

Таким образом, в мирное время Вооруженные Силы обеспечивают безопасность и территориальную целостность Республики Узбекистан, являются одним из основных инструментов сдерживания, нейтрализации и ликвидации угроз безопасности, в военное время способны в полном объеме выполнять задачи по защите суверенитета и независимости государства.